Деловые аспекты багетного бизнеса. Для чего нужны паспарту, стекло и задний картон? Какие материалы наиболее востребованы? Продолжаем разбираться.

Продолжаем изучение основ теории багетного дела. В прошлой статье мы с вами достаточно подробно разобрали, какие виды багетных профилей существуют и в чем их отличия. Сегодня я расскажу про остальные не менее важные составляющие, участвующие в оформлении картины:

  • паспарту;
  • стекло;
  • задний картон.

Паспарту

Очень часто – необходимый элемент оформления. Одновременно – ответственная деталь конструкции. Фактически является дополнительной внутренней рамкой из плотного картона, помещаемой внутрь основной рамы. Изготавливается для каждой картины индивидуально. Вырез посередине паспарту называется апертурой; я рассчитываю его размер так, чтобы края картины, на которую будет наложено паспарту, перекрывались с каждой стороны минимум на 3-5 мм.

Применение паспарту дает мне, как мастеру, ряд ценных возможностей:

  • легкую подгонку картины под более-менее подходящую по размеру готовую раму;
  • маскировку дефектов по краям работы;
  • дополнительную защиту, поддержку картины: многослойное паспарту не позволяет картине контактировать со стеклом и задником, одновременно надежно фиксируя ее в раме;
  • разнообразие визуальных эффектов.

Для изготовления паспарту я применяю специальный картон, который производят из высококачественной древесной массы. Лист такого картона оклеен с изнанки бумагой, лицевая сторона оформлена цветной или фактурной бумагой, тканью. Картон поставляется в бумажных упаковках. Наиболее удобный вариант в плане транспортировки и минимизации отходов – упаковка, содержащая 10 листов одного цвета размером 1120 х 815 мм. Толщина листа варьируется в пределах от 0,5 до 3 мм, самая удобная толщина для работы – чуть меньше 1,5 мм.

Сегодня поставщиками предлагается огромный ассортимент картона для паспарту: любых цветов и оттенков – от радикальных до нежных, любых фактур – от флуоресцентных до золотых. Все это хорошо, но надо знать одну тонкость. Дело в том, что некоторые производители, имея целью сэкономить, оклеивают изнанку картона обычной бумагой.

Чем это чревато для произведения?

Со временем в местах контакта работы с внутренней стороной паспарту на ней появляются малоприятные артефакты: обесцвеченные участки, коричневые пятна. Причина – высокая кислотность (тот самый PH) внешне безобидной бумаги. Древесная масса, из которой изготовлен сам картон, тоже содержит кислотные соединения. Вот почему надо выбирать продукцию добросовестных фирм, которые гарантированно оклеивают обратную сторону картона специальной бескислотной бумагой.

Для оформления особо ценных работ я все же рекомендую использовать более дорогой так называемый консервационный картон, полностью (т. е. включая основу) изготовленный из очищенной древесной массы, не содержащей никаких кислотных соединений.

Комбинируя образцы картона для паспарту с уголками багета, я всегда могу составить своим клиентам довольно верное представление, как будет выглядеть готовая работа, заключенная в паспарту и обрамленная рамой. Обязательно возьмите у своего поставщика набор таких образцов.

Стекло

Функция стекла – защита произведения от атмосферных воздействий и механических повреждений. Используется в 80% заказов на оформление картин.

Стекло совершенно не меняет своих характеристик с течением времени, на него не действуют химически активные вещества. Это в несколько меньшей степени относится к плексигласу, зато у него есть некоторые другие достоинства.

Разные виды стекла по-разному справляются с возложенной на них задачей.

Обыкновенное

При изготовлении рам для картин я чаще всего использую именно такое стекло, из-за его относительно низкой стоимости. Несмотря на цену, оно имеет отличное качество: полностью прозрачно и полировано с обеих сторон, у него отсутствует «зелень», какая бы то ни была волнистость, пузырьки и прочие дефекты.

Самая ходовая марка – М1, самый удобный размер – 900 х 1200 мм, самая востребованная толщина – 2 или 2,5 мм.

Если клиент закрывает глаза на такой существенный недостаток, как сильное бликование от солнца и ярких искусственных источников освещения, то обыкновенное стекло – отличный выбор.

Рассеивающее (матовое)

Если заказчик не против, предлагаю более дорогое матовое стекло. Одна из его сторон имеет химическое или механическое травление, что не позволяет лучам света отражаться – они просто рассеиваются. Травленая сторона должна быть обращена наружу!

Недостаток: мелкие детали картины становятся плохо различимыми, цвета приглушаются, изображение смотрится несколько размыто, особенно при двойном или тройном паспарту, которое сильнее отдаляет картину.

Категорически не рекомендую такое стекло для работ, имеющих мелкие детали, а вот для произведений с яркими крупными фигурами оно подойдет отлично.

Эти два вида стекла имеют еще один недостаток: они пропускают ультрафиолет.

Неотражающее (антибликовое)

Почти не бликует, при этом благодаря более совершенной технологии нанесения антибликового покрытия, которое совершенно прозрачно, детали картины не искажаются.

Дополнительное важное преимущество: задерживает около 50% ультрафиолетового излучения, неплохо защищая картину от выгорания.

Недостатки? Всего один: 25-кратная разница в стоимости по сравнению с обыкновенным стеклом.

UV-защитное

Специальное UV-защитное стекло задерживает уже до 98% ультрафиолета, надежно предотвращая выцветание красок и разрушение волокон бумаги или холста. Защитный слой должен быть обращен к картине.

Музейное

Объединяет достоинства неотражающего и UV-защитного стекол. Устраняет до 99% бликов, задерживает до 98% УФ-излучения.

Цена за такие выдающиеся характеристики соответствующая: в 35 раз выше по сравнению с обыкновенным стеклом.

Плексигласовое

Тоже бывает рассеивающим, антибликовым и/или с защитой от ультрафиолета.

Достоинства:

  • не бьется: это незаменимо при оформлении работ для передвижных выставок, детских учреждений или общественных мест;
  • вдвое легче обыкновенного стекла: может применяться в рамах больших размеров;
  • не образует конденсата на своей поверхности.

Но эти преимущества могут быть сведены на нет следующими недостатками:

  • чрезвычайно легко царапается – это очень заметно;
  • сильно электризуется, поэтому притягивает пыль и довольно крупные частицы мусора;
  • заметно прогибается, если лист имеет достаточно большую площадь;
  • деформируется под воздействием прямых солнечных лучей;
  • нарезка не так легка, как это представляется и занимает больше времени, чем нарезка обыкновенного стекла.

Резка стекла в условиях мастерской – это отдельная тема.

Задний картон («спинка»)

«Спинка» закрывает изнанку картины, защищая ее от механических повреждений, прежде всего, во время транспортировки, просто переноски. Выполняет еще некоторые функции:

  • обеспечивает плотную фиксацию паспарту и картины;
  • защищает работу от пыли, насекомых.

Плотный картон

Самый простой, дешевый вариант. Производится из вторично переработанной бумаги. Легко прогибается, со временем коробится, особенно на картинах большого размера. Могу посоветовать этот картон в качестве задника только для малоценных работ, и картин, предназначенных для временных экспозиций.

ДВП (древесноволокнистая плита)

Полированная с обеих сторон ДВП толщиной 2 мм – самый распространенный материал для задника. Наиболее удобный формат листа – 1200 х 1200 мм. Без проблем режется пилой, ножом по линейке, тем более специальной картонажной гильотиной.

Пенокартон

Идеальный вариант. Изготавливается из химически неагрессивного вспененного полистирола, покрытого с обеих сторон бескислотной бумагой. Легок, имеет толщину 3 или 5 мм, хорошую жесткость, идеально ровную поверхность. Как и двухмиллиметровая ДВП, свободно режется ножом или резаком. Для оформления ценных работ я бы рекомендовал только пенокартон.

Мы познакомились с главными составляющими и материалами, применяемыми при оформлении художественных работ. В следующей статье я коснусь такой темы, как рассчитывают длину заготовки, режут и скрепляют багет? Переходим к практике.